Фреон, используемый как хладагент, является основным рабочим веществом в современных сплит-системах. С химической точки зрения, это производное насыщенных углеродов (метана и этана) с содержанием фтора. Помимо фтора, в состав также могут входить атомы хлора или брома.
Что делает фреон и почему без него кондиционер бы не работал? Фреон отвечает за транспортировку тепла из внутреннего в наружный блок кондиционера. Фреон может переходить из одного состояния в другое – например, газообразное или жидкое. Он не имеет ни цвета, ни запаха.
История создания фреона
До того, как был изобретен фреон, в качестве охладителя использовался токсичный и вредный аммиак. Это горючее вещество представляло опасность для человеческого здоровья, поэтому потребители стали с опаской относиться к покупке кондиционеров и холодильников. Вновь повысить продажи климатического оборудования удалось только после изобретения фреона.
Фреон был изобретен американским ученым в конце 20-х годов прошлого века. «Kinetic Chemical Company» использовала для неизвестного химического соединения обозначение R, то есть, Refrigerant, что в переводе с английского означает охладитель. С тех пор это наименование стало общепринятым для хладагентов.
Основные характеристики
Современный хладагент характеризуется рядом преимуществ. Эксперты выделяют следующие особенности фреона:
- пожаробезопасность – фреон не горит на открытом воздухе;
- термохимическую стабильность, не вступая в реакции с кислотами и щелочными растворами;
- озонобезопасность, благодаря отсутствию токсического эффекта на атмосферу;
- высокую теплопроводность.
Фреон стал активно использоваться в климатическом оборудовании благодаря выгодным физическим характеристикам. Когда происходит испарение, он впитывает в себя все тепло, а при конденсации – выделяет его.
Как работает фреон? Как в современных холодильниках, так и сплит-системах, он работает по замкнутому циклу. Как только техника включается, хладагент испаряется, за счет чего температура в помещении постепенно снижается. Далее фреон в виде газа поступает в конденсатор и там из газообразного состояния превращается в жидкость. Тепло, которое выделяется в процессе, выводится наружу.
На сколько опасен фреон
Загрязнение окружающей среды – проблема, которая стоит сегодня очень остро и требует немедленного решения. Регулярные выбросы в атмосферу способствуют разрушению озонового слоя, поэтому ученые и деятели науки на протяжении долгих лет занимаются разработкой плана по минимизации вредного влияния человека на окружающую среду. Если ранее при заправке сплит-системы использовался исключительно фреон R-22, то сегодня его заменили более безопасными модификациями. Фреон R-22 с рядом побочных эффектов представлял опасность для внешней среды.
Интенсивное технологическое развитие позволило создать экологически безопасные аналоги фреона R-22. Если раньше фреон действительно был способен разрушить озоновый слой, то сегодня такое убеждение не имеет доказательной базы. Мнения ученых в этом вопросе расходятся – одни убеждены в том, что современный фреон не наносит вреда ни человеческому здоровью, ни внешней среде, другие опровергают эту теорию. Как бы там ни было, современный кондиционер невозможно представить без фреона – ни одна сплит-система не будет работать без хладагента.
Какие есть типы фреона
На сегодняшний день в продаже представлено более 40 видов хладагента для холодильников. Для дозаправки кондиционера используются такие типы фреона:
Более подробная информация о каждой из разновидностей фреона будет представлена в следующих разделах.
Почему фреон R-22 был запрещен
Фреон R-22 – газ со следующими характеристиками:
- негорючий;
- инертный;
- невзрывоопасный.
Имея 4-ый класс опасности, он представляет угрозу для человеческого здоровья. Среди основных побочных эффектов R-22 следует отметить:
- потерю сознания;
- изнеможение;
- головокружение;
- перевозбуждение.
При экстремально высоких температурах (свыше 250 градусов) происходит распад фреона на ядовитые газы.
В 1987 члены ООН сделали первый шаг к отказу от фреона R-22. Подписанием «Монреальского протокола» они подтвердили свое намерение о сокращении производства этого типа фреона с восстанавливающей целью. В 2010 году в европейских и американских государствах был вынесен строгий запрет на использование этого хладагента в кондиционерах различных классов.
Чем отличаются фреоны нового поколения
Переход на производство кондиционеров, работающих на основе озонобезопасных охладителей, был сопряжен с повышением стоимости самой сплит-системы и работ по ее установке.
Причина тому – разные свойства хладагентов, включая:
- высокое давление конденсации – у новых фреонов этот показатель составляет 26 атмосфер в противовес 16-ти атмосферам;
- неоднородность – новое поколение хладагентов состоит из смеси простых фреонов.
Из-за повышенного давления конденсации элементы холодильного контура производятся более износоустойчивыми, что влияет на стоимость оборудования.
Таким образом, повышение цены климатической техники было закономерностью в силу возникновения необходимости в применении прочных дренажных систем, клапанов.
В чем заключаются особенности фреона R-407С
Фреон R-407С – успешная разработка компании MackDown. Представляет собой зеатропную смесь из трех охладителей – R-32, R-125, R-134, на которой работает большинство полупромышленных кондиционеров. Этот тип фреона представляет собой бесцветный газ при нормальном давлении и температуре, который характеризуется следующими особенностями:
- близостью по энергетической эффективности с R-22;
- термохимической стабильностью;
- пониженному уровню токсичности;
- использованием полиэфирного масла в качестве смазки;
- индексом безопасности А1/A1, свидетельствующем о том, что хладагент не воспламеняется на открытом воздухе.
Поскольку этот тип хладагента быстро испаряется при утечке, для восстановления работоспособности кондиционера необходимо слить его остатки и заправить новой порцией фреона.
Фреон R-407С – эффективная альтернатива предшественнику (R-22) по холодопроизводительности и давлению паров.
Фреон R-410 А: основные преимущества
Фреон R-410A – современный хладагент, состоящий из R-32 и R-125. Его отличительной характеристикой является равномерное испарение в случае, если происходит разгерметизация холодильного контура. Это значит, что восстановить функционирование сплит-системы при утечке очень просто. Для этого достаточно всего лишь произвести дозаправку охладителя. Среди остальных преимуществ R-410A перед фреонами R-407С и R-22 следует отметить:
- нулевой потенциал истощения озонового слоя;
- отсутствие токсического эффекта на здоровье человека;
- сохранение эксплуатационных свойств надолго;
- повышенная холодопроизводительность (в сравнении с R-22);
- пожаробезопасность.
Озонобезопасный фреон R-410A – лучший выбор для безопасности окружающей среды и человеческого здоровья.
Особенности фреона R-32
Фреон R-32 – инновационный хладагент. Ранее он использовался в климатической технике в составе фреона R-410A и R-407С. Дифторметан (фреон R-32) отличается повышенной эффективностью и экологической безопасностью, за счет чего имеет все шансы затмить и превзойти остальные фреоны нового поколения.
Среди его преимуществ перед остальными фреонами (R-410A, R-407C) также следует отметить:
- меньший коэффициент GWP, соответствующий европейским экологическим стандартам;
- уменьшение плотности и вязкости;
- нет вредных выбросов, которые бы могли повлиять на озоновый слой;
- сокращение энергопотребления;
- улучшение холодопроизводительности сплит-системы.
Использование фреона в качестве хладагента требует соблюдения мер безопасности. Во-первых, его использование возможно только в хорошо вентилируемых помещениях. Во-вторых, любые углубления в полу, где может накапливаться хладагент, необходимо сразу же изолировать.
Высокоэффективный фреон R-32 считается наиболее безопасным среди всех существующих на сегодняшний день соединений. По этой причине он является лучшим выбором для кондиционеров нового поколения.
Замена хладагента
В процессе работы сплит-системы происходит естественная утечка хладагента. Годовая утечка фреона в год не должна превышать 6-7%. Если этот показатель выше, значит, проблема, скорее всего, заключается в неправильном монтаже климатического оборудования.
Восполнить потери хладагента можно путем его дозаправки – в противном случае, хладагент перестанет обеспечивать необходимый уровень охлаждения компрессора. На этом месте у многих владельцев сплит-систем возникает один и тот же вопрос, зачем и когда нужно выполнять дозаправку. В первую очередь, это нужно для повышения эффективности и продления срока службы климатической техники. Дозаправка является обязательным элементом обслуживания кондиционера. Обеспечить себе прохладу в жаркий летний день или приятное тепло в морозную зимнюю пору можно лишь при условии регулярной ежегодной дозаправки фреона.
Заправка кондиционера – технологический процесс, требующий определенных знаний и умений, поэтому его лучше всего поручать специалисту сервисного центра. Он подберет нужный тип хладагента – фреон R-407С, R-32 или R-410 А. Если кондиционер был выпущен раньше 2010 года, с высокой вероятностью, может потребоваться фреон R-22. Сведения о марке и типе хладагента должны быть представлены в руководстве по эксплуатации сплит-системы.