Бытовые приборы, источники бесперебойного питания, системы для аккумулирования солнечной энергии нуждаются в подзарядке, как и транспортные средства. Для этой цели необходимо купить аккумуляторную батарею, ведь устройство помогает привести в действие любые гаджеты и девайсы, где предусмотрена его установка.
Кроме того, аккумуляторы нужны для ветрогенераторов, позволяя им эффективно работать без подсоединения к электросети. Также они активно используются в промышленности. В любом случае для каждого типа устройств нужно соблюдать правила эксплуатации аккумуляторных батарей.
Устройство и эксплуатация аккумуляторных батарей
Начать стоит с автомобильных аккумуляторов как наиболее распространенных устройств. Принцип их работы состоит в накоплении и преобразовании энергии — химической в электрическую.
Первая группа — аккумуляторы свинцово-кислотные, наиболее востребованные батареи, применяющиеся для различных видов автомобилей, в том числе, электрокаров, автономных систем электроснабжения, бесперебойников, портативных приборов и так далее. Работа их, как понятно из названия, основывается на реакции свинца и кислоты.
Классический вид АКБ состоит из корпуса с крышкой, внутренних отсеков и пластин. Электролит, которым наполнен аккумулятор, может быть жидким, а также в виде геля или пропитки. Это является одним из параметров разделения таких устройств.
Эксплуатация аккумуляторов, которые наполнены жидкостным электролитом
Если электролит жидкий, то инструкция по эксплуатации аккумуляторных батарей такого типа обращает особое внимание пользователей на то, что изделие недопустимо наклонять (максимальный угол наклона — 40°), подвергать повышенным вибрациям или слишком высоким/ низким температурам.
Правильное использование гелевых аккумуляторов
Надежные гелевые аккумуляторы могут применяться не только в автомобилях, в отличие от свинцово-кислотных устройств с жидким электролитом. В них нет отверстий для доливки жидкости — корпус абсолютно герметичен. Наполнен такой аккумулятор пастообразной субстанцией, проще говоря гелем.
Аккумуляторы свинцово-кислотные AGM — отличная альтернатива обычным жидкостным устройствам. Эксплуатация аккумуляторных батарей такого типа гораздо более длительная, а сами устройства не требуют обслуживания, как жидкостные. Запатентованная технология AGM основана на применении абсорбированного электролита, поэтому аккумулятор не боится вибрации, работает при низких температурах, быстрее заряжается и медленнее садится. Но эксплуатация батареи не предполагает замены электролита, вследствие невозможности обслуживания устройства. При их использовании также нельзя допускать превышения напряжения заряда.
В чем особенность использования АКБ с мультигелевым наполнителем
Надежные и качественные аккумуляторы мультигелевые AGM от гелевых отличаются тем, тем, что субстанция пропитывает стекловолокно, причем не полностью, некоторые ячейки остаются пустыми для осуществления газовой рекомбинации. Эти устройства эксплуатируются дольше других, абсолютно безопасны и герметичны.
Если необходимо отличить обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого, то сделать это очень легко. У первого вида батареи корпус негерметичный — в нем установлена горловина с пробкой, чтобы доливать электролит. Иногда такие устройства дополнены смотровым окошком.
Общие правила обслуживания свинцово-кислотных, гелевых и мультигелевых аккумуляторных батарей
Правила эксплуатации кислотных аккумуляторов сводятся к следующим пунктам:
- Контроль уровня жидкого электролита.
- Ежегодная зарядка аккумулятора.
- Содержание клемм и корпуса в чистоте.
- Контроль температурного режима (недопустимы перегревы и переохлаждения).
- Эксплуатация аккумуляторной батареи в недозаряженном или перезаряженном состоянии запрещена.
Инструкция по обслуживанию аккумуляторных батарей свинцово-кислотного типа в зимний период
Эксплуатация аккумуляторной батареи с жидким электролитом зимой несколько усложнена. Очевидно, что при заниженных температурах аккумулятор разряжается быстрее, чем когда тепло. Если автомобиль будет долго стоять на морозе, то он не заведется, поскольку батарея разрядится. Отсюда выведены правила эксплуатации аккумуляторных батарей в это время года:
- В случае долгого простоя автомобиля нужно снимать аккумулятор и помещать его в теплый гараж или другое отапливаемое помещение.
- Использовать термобокс для аккумулятора.
- Прогревать батарею во время длительных поездок.
- Не допускать недозаряда аккумуляторной батареи или сильной разрядки.
Если владелец авто не уверен в степени заряда аккумулятора, не нужно одновременно включать несколько потребителей электроэнергии: ближний свет, подогрев салона и так далее. Условия эксплуатации аккумуляторных батарей, в частности, температурный режим важны не для всех свинцово-кислотных устройств. Например, микрогелевая или гелевая аккумуляторная батарея Logic Power не боится низких температур, если они не доходят до критических показателей. А вот классические виды аккумуляторов с жидким электролитом ни в коем случае нельзя заряжать сразу после того как вы принесете их с мороза в теплое помещение. Эксперты интернет-магазина Vencon рекомендуют сначала прогреть устройство до комнатной температуры. Также специалисты советуют не разряжать зимой аккумулятор больше чем на 2/3.
Аккумуляторная батарея: эксплуатация, продлевающая срок ее службы
Аккумуляторы при правильном использовании служат достаточно долго, хотя, безусловно, их ресурс ограничен. Однако владельцы, внимательно изучающие инструкции по эксплуатации аккумуляторных батарей и неукоснительно следующие их указаниям, гораздо реже покупают новые устройства.
Нижеприведенные советы по использованию этих приборов относятся к свинцово-кислотным видам АКБ обслуживаемого типа как к наиболее требовательным:
- Обязательно производить зарядку аккумулятора не реже одного раза в год (идеально — раз в полгода).
- Не включать электроприборы в автомобиле надолго, если двигатель выключен.
- Каждые три месяца нужно проверять крепления АКБ.
- Двигатель следует запускать короткими промежутками активации стартера (не более 10 секунд).
- Если аккумуляторная батарея находится в глубокой разрядке, ее нужно зарядить с помощью соответствующего зарядного устройства.
- Аккумулятор должен быть сухим, а клеммы покрыты специальной смазкой против коррозии.
- Если электролит стал слишком плотным, необходимо добавить часть дистиллята.
Во время заправки аккумулятора, следует учитывать что плотность электролита в среднем должна составлять 1,27 грамма на сантиметр кубический. Это так называемый золотой стандарт. Но при разных климатических условиях показатель варьируется от 1,23 г/см3 во время жары до 1,30 г/см3 — в холодном климате. Электролит нужно доливать до верхней метки с надписью MAX, то есть до максимального уровня.
Правильная зарядка аккумуляторной батареи
В первую очередь устройство нужно извлечь из автомобиля и перенести в хорошо вентилируемое помещение (температура АКБ не должна быть меньше +18°). Если аккумуляторная батарея не новая или ушла в глубокую разрядку, то заряжать ее нужно от 10 до 20 часов.
Что касается показателей непрерывного тока, то они должны быть равны десятой части емкости АКБ. Например, если общая емкость составляют 60 А/ч, то заряжать батарею можно постоянным током с показателями 6 ампер в час. По прошествии двух часов после того, как уровень напряжения достиг 16 В, аккумуляторы считаются заряженным. Полностью батарея разряжена при достижении показателей менее 10,5 В.
Специалисты советуют проводить зарядку в три этапа, постепенно уменьшая показатели тока от допустимых границ до минимальных параметров (каждый раз вдвое ниже). Это наиболее щадящий для АКБ способ. Важно: электролит не должен доходить до кипения.
Правила безопасности взаимодействия с аккумуляторами
Их немного, но все необходимо неукоснительно соблюдать для собственной безопасности.
- Во время зарядки выделяется взрывоопасная смесь, поэтому возле АКБ нельзя пользоваться спичками, зажигалками, бенгальскими огнями, хлопушками — всем, что может вызвать появление искры, а также курить.
- Если электролит случайно попал на кожу, его нужно немедленно смыть, а в дальнейшем обработать это место содно-аммиачным раствором (при значительных повреждениях — обратиться к врачу).
- Любые действия с аккумулятором: его присоединение и отсоединение должны производиться в обесточенном состоянии (плюс и минус — подсоединяем, в обратном порядке — отсоединяем клеммы).
- В финале процесса батарею необходимо надежно зафиксировать.
Другие типы аккумуляторных батарей и их эксплуатация
Среди свинцово-кислотных батарей появились новые устройства быстро завоевавшие популярность. Их очень часто используют в качестве альтернативы указанным АКБ.
Аккумуляторы свинцово-углеродные работают по тому же принципу только с добавлением углерода. Они надежны, безопасны в эксплуатации и нечувствительны к сложным погодным условиям. Их нередко ставят на ветрогенераторы.
Очень востребованы литий-железо-фосфатные аккумуляторы LiFePO4. Именно эти типы батарей ставятся на автомобиль Tesla. Они обладают более длительным сроком эксплуатации и большей выносливостью при низких температурах по сравнению с литий-ионными аккумуляторами Li-ion. Последними оснащаются смартфоны, компьютерная техника, фотоаппараты, электрокары. Оба вида относятся к одной группе АКБ и выдерживают очень много циклов зарядки, буквально тысячи. Востребованы в области солнечной энергетики, автономных систем электроснабжения, ими оснащаются складские единицы техники.
Также стоит вспомнить об аккумуляторах для ИБП — источников бесперебойного питания. Батареи изготавливают по технологии AGM. Эти устройства отличаются большим сроком службы по сравнению с классическими автомобильными аккумуляторами. Правила их эксплуатации зависит от типа электролита, которым они наполнены.
Важно понимать, что аккумуляторные батареи любого типа нуждаются в правильной эксплуатации. В каком случае срок их службы значительно увеличивается.