В каждой семье, в которой есть дети, одной из главных целей является обучение ребенка. Родители хотят, чтобы именно их дети учились лучше всех и получали только высшие балы. Но это не всегда зависит от самого ребенка и его дисциплины. Достаточно большое влияние имеет температура в учебном классе и вентиляция. Неправильные условия не только снижают внимание детей, ухудшают их сообразительность, но и наносят вред здоровью. Особенно это касается детей аллергиков, склонных к респираторным заболеваниям и астме.
Причины низкого качества воздушной среды
В случае повышенной влажности размножение микроскопических грибов вырастает в разы, их споры попадают в воздух и могут разлетаться по всей школе и далеко за ее пределы.
Когда температура воздуха в классах нестабильна, появляются проблемы с плесенью. Некоторые школы в целях экономии самостоятельно отключают отопление на ночь или в выходные дни. Перепады в температуре стимулируют рост плесени, от которой достаточно сложно избавиться и не желательно ею дышать. По общепринятым нормам температура в учебных заведениях круглый год должна быть на уровне 20-26°C.
После длительного нахождения в классе учеников, накапливается огромное количество углекислого газа, тем временем уровень кислорода падает. Этот фактор влияет на самочувствие. Могут появляться головные боли, становится душно, ученики не способны мыслить и давать конструктивные ответы. Считается, что именно в такие моменты совершается большинство ошибок в тестах и контрольных работах, так как уровень концентрации падает. Обязательными являются ежедневные проветривания, уж тем более, если вентиляционная система не справляется или вовсе отсутствует.
Еще один важный фактор, на который мало кто обращает внимание – это пластиковые окна в старых зданиях. Вентиляционная система перестает справляться, когда меняются условия, в которых она работала раньше. Пластиковые окна превращают классы в герметичные камеры, воздухообмен в которых практически отсутствует.
Также проблемой является наличие посторонних примесей в воздухе. Если класс проветрили и он наполнен свежим воздухом, это не значит, что там чистый кислород. Не стоит забывать о посторонних запахах, газах, аллергенах в виде бумаги, компьютерной техники и, в особенности, некачественного стройматериала. Из-за заменителей дерева в помещении накапливаются канцерогенные вещества, которые не выходят с обычным проветриванием. Они приводят к онкологическим заболеваниям.
Подытожив вышесказанное, можно обозначить самые главные причины низкого качества воздушной среды:
- температура и влажность воздуха не контролируются;
- во время уборки классов используются некачественные химикаты;
- вентиляционная система не обеспечивает хорошую вентиляцию воздуха;
- ошибки при использовании средств против грызунов;
- загрязненный атмосферный воздух в районе учебного заведения;
- старые помещения с пластиковыми окнами;
- наличие посторонних примесей в воздухе.
Но корень проблемы лежит намного глубже. Каждое учебное заведение должно контролировать температурный режим в классах и обеспечивать приток свежего воздуха круглый год, с этим поможет справиться приточно-вытяжная установка.
Последствия некачественной вентиляции для учеников
Некачественная вентиляция в учебном помещении может привести к ряду неприятных последствий, которые не всегда обратимы. Ведь воздух важен для человека не только в момент, когда им дышат, он определяет дальнейшее самочувствие. Итак, рассмотрим возможные проблемы, которые провоцируются плохим воздухообменом.
Ухудшение состояния
Не нужно быть медицинским работником, чтобы понять, почему в душном помещении кому-то стало плохо. Отсутствие чистого свежего воздуха вызывает не только головные боли, но и тошноту, головокружение, общую слабость и зачастую это вызывает синдром хронической усталости.
Заболевания дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы
Школу ежедневно посещают сотни учеников и учителей, каждый из которых имеет свой собственный запах и много других, что попадают в класс вместе с одеждой. Например, у кого-то куртка пропиталась запахом еды, кто-то использует слишком сильные духи, и таких примеров много. Различные запахи могут вызывать аллергические реакции, вызывать астматические приступы.
Помимо этого, любой человек может быть носителем вируса или бактерий. В непроветриваемых классах они способны храниться длительное время и попадать в организм к любому человеку, который встретится на их пути.
Как показывает статистика, большинство пропусков занятий обусловлены респираторными заболеваниями, причиной которых является не совсем правильная вентиляция. Некачественный воздухообмен приводит к накоплению вредных веществ и продуктов метаболизма в крови.
Синдром SBS
Синдром больного здания – это заболевание, которое плохо изучено, но причины его возникновения известны давно. В этом винят плохую вентиляцию и высокую влажность в помещении. Симптомы болезни проявляются в виде головной боли, тошноты, слабости, насморка, и все это будет беспокоить больного только в определенном помещении. Чем больше в нем людей, тем сильнее проявляются симптомы.
Характерным для этого заболевания является то, что все признаки болезни исчезают, когда человек покидает душное помещение. Этот синдром часто бывает у детей. Ребенка оставили дома и пролечили от вирусного заболевания дыхательных путей, он здоров, но по возвращению в школу вновь проявляются все те же симптомы.
Значительное загрязнение помещений
Зачастую грязь и пыль накапливаются в помещениях довольно быстро. Но при наличии вентиляционной системы воздух очищается от пыли. В противном случае все оседает на поверхности и дети вынуждены дышать этим вплоть до следующей уборки, которая, как правило, совершается не чаще, чем два раза в день: утром и вечером.
Отставание в росте и развитии
В условиях некачественного воздухообмена невозможен рост, физическое и умственное развитие. Это реальная проблема современного мира. При этом, ни один из родителей никогда не догадается, что проблема в воздухе.
Проблемы со сном
Постоянная смена температур вызывает бессонницу у детей. Это происходит, когда дома нормальная температура воздуха, а в школе она ниже нормы. Организм страдает, а в том числе и нервная система. От перепадов нервная система не может расслабиться и, как следствие, ребенок долго не может уснуть.
Почему же никто не следит за вентиляцией в школах
Иногда учебные заведения вынуждены таким образом экономить, но в остальное время люди просто привыкают к тем условиям, которые имеют, и не хотят ничего менять. Согласно нормативным документам, нужны жалобы 70% учащихся в школе на плохое качество воздуха или низкую температуру, чтобы с этим начали что-то делать. Соответственно, если 30% учеников страдают, а это, на минуточку, 300 человек из 1000, никакие действия предприниматься не будут. Так устроена система.
Как улучшить воздушную среду
В первую очередь нужно оценить уровень загрязнения атмосферного воздуха вокруг школы. В случае неудовлетворительного результата, стоит позаботиться о герметизации помещений.
Следующим шагом будет установка приточно-вытяжной системы и, конечно же, в классах должны быть кондиционеры. Они позволят контролировать температуру в пределах нормы. Также, в обычных кондиционерах есть функция проветривания, которая поможет решить проблему с застоявшимся воздухом и нехваткой кислорода. При этом отпадает потребность открывать окна и посторонний шум не будет проникать внутрь помещения. Особенно полезной данная функция будет в зимнее время. Ведь проветривание зимой часто приводит к заболеваниям.
Но лучше всего с проветриванием справится рекуператор. Приточно-вытяжные системы с рекуператором воздуха раньше очень редко использовались в странах СНГ. Но с недавних пор специалисты доказали их пользу и теперь подобная установка является необходимостью. Воздух, который выходит из помещения, идет навстречу холодному потоку чистого воздуха. Во время прохождения трубы происходит обмен теплом. Таким образом, внутрь попадает уже нагретый чистый воздух и климат в классе не нарушается. Рекуператоры не наносят никакого вреда окружающей среде.
К сожалению, большинство школ либо вовсе не используют вентиляционную систему, либо она находится в запущенном состоянии. Из-за этого подвергаются опасности все ученики и качество их обучения намного ниже, чем могло бы быть. Не забывайте, что мы живем в век технологий и не использовать их в полной мере должно быть стыдно.